Показать новости

Александр Голышев: Новый проект охранных зон должен быть направлен на сохранение памятников, но не вмешиваться в градостроительную деятельность

В Псковской области разрабатывается новый проект зон охраны объектов культурного наследия в городе Пскове.

Вопрос пересмотра охранных зон широко обсуждается с культурной общественностью, неоднократно поднимался на Совете по культурному наследию при Губернаторе региона Андрее Турчаке. О том, почему нужно изменять проект зон охраны, существующий с 1995 года, и какие задачи ставятся перед разработчиками нового документа рассказал председатель Государственного комитета Псковской области Александр Голышев.

— Александр Иванович, почему проект зон охраны требует изменений?

— Проект зон охраны 1995 года не соответствует действующему законодательству в области охраны объектов культурного наследия. Проект сегодня регулирует только высотные регламенты застройки территорий, на которых нет объектов культурного наследия, и фактически не охраняет территорию исторического центра города Пскова, которая застраивается в соответствии с правилами землепользования и застройки города Пскова, утвержденными постановлением Псковской городской Думы № 112. Самим Проектом 1995 года зона исторического центра города Пскова выделена как зона комплексной реконструкции, режим застройки которой — от 8 до 17 метров. Никаких других регламентов Проект 1995 года не содержит.

Поэтому требуется более детальная проработка градостроительных регламентов по каждому земельному участку и объекту недвижимости, расположенному в историческом центре, их размеров, пропорций, назначения, строительных материалов, цветового решения, запрета или размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их градостроительной среде.

— Какова цель разработки нового проекта зон охраны?

— В юридическом плане — приведение нормативных документов области в соответствие с требованиями современного законодательства.

В историко-культурном — сохранение объектов культурного наследия в их исторической градостроительной среде и сохранение этой градостроительной среды путем разработки градостроительных регламентов.

Проект должен быть направлен на сохранение и государственную охрану памятников, ансамблей и достопримечательных мест, но не вмешиваться в градостроительную деятельность на территориях, в пределах которых осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность объектов культурного наследия в их исторической среде. На этих территориях строительство и хозяйственная деятельность регулируется другими нормативными и правовыми актами — Генпланом, правилами землепользования и застройки.

— Какие задачи ставятся перед разработчиками нового проекта охранных зон?

— Проект должен разграничить «сферу ведения» Государственного органа по охране памятников и органа архитектуры и градостроительства Администрации города Пскова по регулированию строительной деятельности на территории города. Отсюда такая актуальность в восстановлении должности главного архитектора города и градостроительного Совета. Это было инициировано Губернатором Андреем Турчаком на предпоследнем заседании Совета по культуре.

Проект должен определить необходимый состав зон к объекту культурного наследия, описать границы этих зон и обосновать их.

В Проекте должны быть разработаны градостроительные регламенты на земельные участки и объекты недвижимости, не вошедшие в границы территорий объектов культурного наследия.

Схемами визуализации должны быть выявлены видовые точки и определены места смотровых площадок, с которых наилучшим образом воспринимается объект и его среда. Смотровые площадки являются важнейшей составляющей экскурсионного показа достопримечательностей города.

Зоны охраны объектов культурного наследия являются зонами с особыми условиями использования территорий. Сведения об этих зонах и их границах учитываются в установленном порядке в государственном кадастре объектов недвижимости.

Учет сведений является основанием для обременения прав землепользователей и землевладельцев, а также собственников объектов недвижимости.

Поскольку проект зон охраны является нормативно-правовым документом — он должен быть понятен правоприменителю и обязан защищать объект культурного наследия и его среду.

— Александр Иванович, поясните, почему в техническом задании по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия исторического центра включены только 11 памятников, а не все 386?

— Вообще можно было бы говорить только об одном памятнике — Кремле. Остальные 10 это — доброжелательная уступка общественности, горячо поддерживающей проект 1995 г., в котором эти ОКН были определены доминантными своих территорий. В этом же проекте очень четко акцентирована и определяющая роль Кремля: «Кремль с Троицким собором формирует панораму Окольного города, завершая всю широкую композицию крепостных стен с башнями и архитектурными акцентами небольших церквей, расположенных на берегу и за стенами, в самом древнем центре. Кремль оказывает влияние на соотношение высоты застройки не только в Окольном городе, он воспринимается со стороны Завеличья и в перспективе многих улиц за пределами исторического центра». Поэтому к Кремлю могут быть установлены все три зоны охраны, предусмотренные ст. 34 № 73-ФЗ (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта). Именно этим должна достигаться ЕДИНАЯ историко-культурная и архитектурно-градостроительная стилистика города, его духовно-художественный образ.

10 памятников, о которых говорилось выше: церкви Богоявления со звонницей, Иоанна Богослова на Милявице, Константины и Елены, Николая Чудотворца, Успение со звонницей, Климента Папы Римского, собор Иоанна Предтечи, ансамбли Мирожского и Вознесенского монастырей, здание железнодорожного вокзала (памятник регионального значения) — будут актуализировать визуальные связи отдаленных памятников с главной доминантой города. На основании проекта их зон охраны будут утверждены режимы использования земель и градостроительные регламенты. Все это позволяет говорить о правильности предложенной методологии, создающей адекватную систему охраны историко-культурного наследия исторического центра Пскова.





Закрыть (Esc)
картинка из