Показать прессу
Показывать

Кто последний?

На Куничиной Горе идёт эксперимент по введению электронного бронирования очереди

Псковская область стала пионером в масштабах России: именно у нас с 14 июля путешественники, следующие через пункт пропуска «Куничина Гора», могут забронировать очередь заранее. Поводом для начала эксперимента стали обращения псковичей на губернаторский сайт, и сейчас региональные власти тщательно контролируют процесс – чтобы он был эффективным не только для всех ведомств, обслуживающих границу, но и для простых автовладельцев и участников внешнеэкономической деятельности.

Эксперимент начали именно на Куничиной Горе, потому что благоволила сама инфраструктура пропускного пункта: электронную очередь «завели» на пункт приёма оплаты проезда по платной дороге.

– Пока услуга бесплатная – сначала нужно отработать механизм, – говорит Андрей Кочергин, заместитель начальника отдела Северо-Западного Таможенного управления Росграницы. – Но не исключено, что потом появится и коммерческая составляющая.

«Коммерческая составляющая» – это то, что существует уже, например, с эстонской стороны, которая в числе прочих пунктов взимает плату за обязательную стоянку – без неё бронь практически недействительна. Услуга может быть платной, в том числе, если потребитель получает её через дополнительные сервисы – обращаясь за бронью в колл-центр или занимая очередь по SMS. Это каналы связи, за которые нужно платить.

Но почему уже сейчас, когда проект только набирает обороты, на «прямую линию» – по бесплатному номеру – не дозвониться? Во-первых, никто не ожидал такого наплыва звонков. Во-вторых, даже те, кто уже пользовался электронным бронированием, не отказывают себе в «удовольствии» задать оператору пару уточняющих вопросов – всё-таки система и вправду ещё совсем свежа. Так и набегают вместо «расчётной» одной минуты уже пара–тройка минут. Для подстраховки откроют вторую линию – которая, кстати, уже может быть коммерческой.

Насколько электронная очередь вообще ускоряет процесс пересечения границы – вопрос неоднозначный. Сама процедура оформления документов, какую очередь ни внедряй, не изменится. Просто люди будут знать время, когда им дают «зелёный свет» на пересечение границы, а отсюда сократятся «хвосты» на пунктах пропуска.

Пилотным проект будет оставаться на протяжении четырёх месяцев – именно по истечении такого срока подведут итоги и вынесут вердикт. Следующие на очереди пункты – Шумилкино и Ивангород.

Бронируем очередь

На настоящий момент существует три варианта «забить» себе место в очереди на границе.

1. Самый простой и «безболезненный» – через Интернет, на сайте Росграницы (rosgranitsa.ru) или на сайте компании-инициатора эксперимента GoSwift (goswift.ru). Сайт GoSwift на эстонской «платформе» знаком уже многим, кто активно проводит выходные в Прибалтике, – через него бронируют очередь с сопредельной стороны. В будущем компания планирует создать единый программный продукт, в котором не будут вылезать некоторые нестыковки, с какими столкнулись первые потребители экспериментальной услуги.

2. По телефону – на сегодня открыта горячая линия 8-809-505-91-92 (звонок бесплатный). Как уже говорилось выше, координаторы проекта не ожидали такого наплыва желающих, поэтому не всегда простым потребителям услуги удаётся дозвониться по этому длинному номеру с первого раза. В ближайшее время планируется открыть вторую такую линию – правда, уже коммерческую.

3. Бронь вскоре можно будет получить на подступах к месту пересечения границы (напомним, пока речь идёт только о Куничиной Горе) – по замыслу организаторов, пункты бронирования очереди организуют на заправках по дороге.

Как это выглядит? В «своё» время вы встаёте на пункте пропуска с левой стороны – где существует небольшая стоянка для машин, и ожидаете, пока на электронном табло не загорится номер вашей машины. Как только всё сошлось – едете к будке, где принимают платежи за проезд по участку платной автодороги, и вам дают «зелёный свет» за кордон.

За какое время подавать заявку на своё место в электронной очереди? За какое угодно – минимум зависит только от опередивших вас путешественников. Так что в праздники и прочие пиковые моменты задуматься об электронном бронировании стоит заранее.

Можно ли отказаться от брони, если передумали или не смогли поехать в запланированное заранее время? Не внесут ли путешественника в «чёрный список» после нескольких таких отказов?

– Такой вариант мы продумывали, на сегодня отказов может быть ориентировочно процентов 20%. Это всё особенности менталитета, проявляющиеся ещё более выпукло, когда речь идёт о бесплатной услуге, – говорит Владимир Ткачёв, директор Таможенно-логистического центра. – Если говорить про европейскую сторону, у них гораздо выше ответственность, и они ценят вложенные в некое предприятие деньги – даже 1 евро.

Скорее всего, отменить бронь совсем будет нельзя. А вот перенести время – ведь обстоятельства могут быть разные – можно. Кстати, в Эстонии изменить время пересечения границы «по брони» можно трижды.

«Тяжеловозы»

У транспортных компаний свои запросы при электронном бронировании очереди.

Если с легковыми машинами всё более или менее понятно, то уже первые две недели тестирования электронного бронирования очереди на пересечение границы заставили владельцев автотранспортных компаний сформулировать некоторые требования и предложения по усовершенствованию системы.

– Очередь по грузовому автотранспорту забронирована на трое суток вперёд. Если грузовик на экспорт загрузился на территории Псковской области сегодня, то он уже не имеет возможности забронировать очередь. Необходимо предусмотреть отдельную очередь для тех гружёных автомобилей, кто идёт на экспорт на паром – паром никогда не ждёт! – обратил внимание на возникшие сложности Виктор Семёнов, председатель Псковского областного Союза автотранспортных организаций.

Конечно, автотранспортные компании планируют свою работу. Но закавыка в том, что система бронирования при оформлении заказа требует номер ГТД – грузовой таможенной декларации. А это значит, что для успешного бронирования на руках нужно иметь полный пакет документов. То есть – при существующей очереди на трое суток вперёд – фура не покинет страну раньше, чем через те самые трое суток. А если она должна попасть на паром в день погрузки, то… не попадёт. Паром уйдёт без этой фуры. При том что экспорт с использованием пароменных линий только растёт, проблема будет становиться всё более актуальной. По подсчётам транспортников, отдельная очередь для тех фур, которые идут на паром, может составлять всего 2-3% от общего потока – пока этого будет вполне достаточно.

Кроме того, необходима накопительная площадка для грузовиков – у дальнобойщиков с режимом труда и отдыха строго. При наличии такого «отстойника» они, забронировав очередь, могли бы рассчитать своё время и отдыхать в непосредственной близости от границы до того, как пересечь её. Союз автотранспортных предприятий готов заняться поиском инвесторов.

– Накопители нужны, и мы уже ведём предварительную работу – например, с кадастровой палатой, чтобы оценить в принципе, где могут находиться такие участки земли, которые можно использовать для этого. После этого нужно будет обращаться в администрации районов, – отреагировал директор филиала организации «Росгранстрой» Сергей Калинин.

Ну и, наконец, не самую удовлетворительную оценку транспортники дали оповещению всех заинтересованных в эксперименте лиц – представители некоторых компаний узнали о возможности «электронной брони» далеко не сразу. Отсюда пожелание – когда подобные нововведения появятся на других пунктах пропуска, сообщать об этом по многим каналам, а не только в Интернете. Координаторы эксперимента согласились со всеми предложениями и обещали исправиться.
 




Отредактировано: 03/08/2012, 11:49
Размещено: 03/08/2012, 11:49

Закрыть (Esc)
картинка из