Архитектура

Древний Псков разговаривает с нами на языке своего зодчества, не всегда понятном современному человеку. Но стоит лишь обратить внимание на создания наших предков, как они становятся ближе и вызывают воспоминания, дремлющие в генах каждого русского человека.

Оборонное зодчество 

Самым важным для поколений псковичей была надежда на защиту своего дома и своей земли от чужих посягательств. В образах церквей, крепостных сооружений и жилищ, созданных своими руками, древние псковичи выразили свое понимание мира, жажду жизни и продолжения рода. Географическое расположение Псковских земель и самого города на рубежах Руси, постоянная готовность к войнам и смерти, вырастили чувство национального самосознания, духовной и политической зрелости.

Троицкий собор

Все древние сооружения Пскова, независимо от их назначения, построены из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборске и Порхове. Эти слоистые плиты разных размеров слегка обтесывались и составляли основной массив каменной кладки, скрепленной известковым раствором. Там, где толщина стен превышала 2 метра, между слоями лицевой кладки засыпалась плита с булыжными камнями, пролитая раствором и таким образом создавалось монолитное тело стены. Все здания и сооружения обязательно обмазывались известковым раствором и белились. Особенностью обмазки было то, что она подчеркивала неровности кладки, так как псковичи никогда не стремились к имитации геометрически ровных стен.

Другая особенность древней архитектуры Пскова - ее видимая сила и мощь. Впечатление устойчивости и долговечности зданий создается за счет большого запаса прочности, толщины стен, несущих груз сводов и арок. Псковским зодчим были известны системы различных сводчатых конструкций, но их исполнение в местном материале, без расчетов, требовало большой наблюдательности, опыта и таланта. Трудом зодчих возведены свободные, как дыхание, своды жилых палат, ими очерчены точные линии ступенчатых арок и светлых окон в храмах, они расставляли боевые башни, направляя бойницы в сторону вражеского приступа. И здесь мастерство становилось высоким искусством, сочетающим мысль, материал и форму в бессмертные произведения архитектуры древнего Пскова.

Псковский музей-заповедник

В Пскове сохранилась линия каменных крепостных стен и башен Большого Окольного города длиной в 9 км.(XVI в.), восстановлены стены и башни Кремля и Довмонтова Города (XIV-XVII вв.). В Пскове и ближайших пригородах как прежде возвышаются 38 храмов (XV-XVI вв.), во многих отправляются службы. Возрождены два древнейших монастыря - Мирожский и Снетогорский. 14 крупных комплексов гражданских зданий XVII века расположены во всех районах исторического центра Пскова. Многие из них еще не изучены в должной мере, но уже более ста лет оцениваются как великое достояние русского народа.

Псковская школа зодчества прослеживается не только в Пскове, но и по всей области. Во многих древних городах-форпостах сохранились крепостные стены, хранящие память о трудном героическом прошлом.

Культовая архитектура 

Псков наполнен древними церквами. Их беленые стены воспринимает все оттенки природных красок: из утренних туманов храмы выступают плотными угловатыми объемами, которые в вечерних сумерках кажутся невесомыми, а днем - четким контрастным рисунком света и тени останавливают взгляд среди примелькавшихся жилых домов. Всегда необычно это слившееся с природой и временами года, драгоценное наследие псковичей.

Культовая архитектура

Строительство первых храмов, деревянных и каменных, велось по греко-византийским образцам новгородскими мастерами, у которых обучались псковичи. Техника их возведения и архитектурные формы характерны для Русской земли - местный тесаный камень-известняк перемежался с рядами крупного кирпича - плинфы на известковом растворе, смешанном с мелкой керамической крошкой. Кубический объем храма - четверик, был завершен плавными очертаниями сводов, над которыми высился барабан, увенчанным шлемовидной главой с крестом. Древнейшие соборы Пскова XII - начала XIV столетий: Спасо-Преображенский в Мирожском монастыре, Иоанно-Предтеченский в Ивановском монастыре и Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре донесли эту архитектуру до нашего времени.

Самостоятельная школа псковского церковного зодчества сложилась к концу XIV века, когда Псков почувствовал свою экономическую свободу, политическую мощь и снискал уважение "старшего брата" Новгорода, а также многих западных врагов. Из псковских летописей известно, что за короткий период на небольшой территории Среднего города, защищенной крепостными стенами, было построено более 38 церквей и основано 27 монастырей, часть из них находилась за городскими стенами. Храмы этого времени не сохранились в первозданном виде, но известно, что некоторые были расписаны фресками, и это положило начало псковскому иконописанию.

Непрерывный труд и архитектурные эксперименты последующих двух столетий принесли псковским мастерам опыт храмостроения и известность за пределами своей земли. В XV столетии они славились как лучшие строители Руси и наряду с итальянскими зодчими были приглашены в Москву для возведения великокняжеских храмов Кремля - Благовещенского собора, Ризоположенской церкви и позднее - знаменитого храма Василия Блаженного. Торжественные, царские традиции московского белокаменного зодчества и псковской школы, сложившейся в суровых условиях жизни порубежного города, отражены в лучших образцах городских и монастырских храмов.

Культовая архитектура

Псков стремился сохранить свою духовную чистоту, честь и достоинство созданием множества храмов. На иконах XVII века (Псковский музей-заповедник) выписан образ города-предстоятеля, всеми своими церквами утверждающего божественное покровительство над псковичами. Каждый псковский храм - это символ совершенства мира и возможности самосовершенствования человека в этом мире. Поэтому так чисты архитектурные формы внутри храмов - мощные стены и столбы поднимаются арками и сводами к центру освещенного барабана.

Естественная неровность поверхности стен, обработанных штукатурной лопаткой, и кремовый, желтоватый или слегка розоватый естественный цвет штукатурки, покрытой известковой побелкой, — великолепно использовались в их натуральном виде. И, нужно отметить, что старая псковская штукатурка была не только наиболее легко исполнимой и дешевой, — одновременно она была и наиболее красивой штукатуркой.

Декоративное убранство храмов скромное. Наиболее характерными деталями являются: поребрик, бегунец - на апсидах и барабанах, бровки - над оконными проемами, валики и другие.

Устойчивость мироздания, отраженная зодчими, отзывается в душе человека чувством защиты. Свет из алтаря, мерцание свечей перед иконами, охватывают теплом и покоем. Фасады храмов строги и скупы на украшения: резной крест над луковичной главой, треугольные скаты кровель, белые стены четверика, прорезанные узкими окнами, священный пояс-оберег из треугольных впадинок - только на барабане и алтарных апсидах, арки киотов, иногда - вкладные каменные кресты в стенах - вот основные черты псковского храма. К его стенам пристраивали маленькие зимние приделы, повторявшие форму главного храма и своими галереями охватившие его.

Особое сооружение - звонницу для подвески колоколов, выносили на стену или ставили над главным входом в церковь. При церквах Богоявления, Успения от Парома, Козьмы и Дамиана с Примостья звонницы - мощные ярусные постройки, со сводчатыми палатами и поставленными на них, как на постамент, арочными аркадами с колоколами.

Церкви такого типа, всегда разные по композиции, строились в дальних монастырях и укрепленных пригородах, как знак принадлежности к Псковской земле. В стенах храмов получали благословение воины перед походами, здесь давали присягу верности - "крестное целование" политические деятели средневековья, именем дома Святой Троицы, дома Святого Николы в Изборске и Порхове вставали на защиту городов их граждане.

Уже в XVII столетии псковская школа церковного зодчества постепенно вливалась в рамки общерусских традиций. Развитие города продолжалось освоением внутренних территорий в границах существующих крепостных стен Большого Окольного города, который был насыщен храмами. Новых церковных зданий в Пскове почти не возводили (к немногим исключениям относится храм Александра Невского), обновляли лишь старые, увеличивая их приделами и притворами. Устойчивая атмосфера древнерусского средневекового города, поддержанная многими храмами, сохраняется в Пскове до наших дней. Замечательными образцами являются церкви Николы со Усохи и Богоявления с Запсковья.

Подробную информацию о Псковской архитектуре читайте здесь 




Отредактировано: 01/02/2010, 10:05
Размещено: 30/12/2009, 15:05

Закрыть (Esc)
картинка из